пятница, 3 июня 2016 г.

Эдгар Аллан По (афоризмы)




Нет одиночества страшнее, чем одиночество в толпе…


Я так долго был погружен в свои мысли, что в конце концов лишился разума.


Мнение большинства — всегда ошибочно, ибо большинство людей — идиоты.


Нехватка одной запятой часто превращает аксиому в парадокс или сарказм в проповедь.


Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти.




Те, кто видит сны наяву в ясный день, всегда идут гораздо дальше тех, кто видит сны только засыпая по ночам.


Испорченность вкуса — часть и следствие делания долларов. Наши представления устаревают по мере того, как мы богатеем.


Это большое несчастье — не иметь возможности быть одному.


У меня есть сильная вера в дураков; мои друзья зовут её самоуверенностью.


Трус — это тот, кто боится быть или казаться трусом, когда это нужно.


Один предмет из ста широко обсуждается потому, что он непонятен; 99 предметов из ста непонятны потому, что широко обсуждаются.


По-настоящему человек счастлив: он всё время живёт ожиданием счастья, которое вот-вот наступит.


Невежество — это счастье, но для полноты счастья оно должно быть таким глубоким, чтобы не подозревать о себе самом.


Седые волосы — это архив прошлого.


Сны — смерти лоскутки... О, как они мне ненавистны!


Когда школьники хотят обмануть старших, они способны творить чудеса.


По правде сказать, он слишком хитер, чтобы смотреть в корень. Вся его наука - сплошное верхоглядство. У нее одна лишь голова, без тела, как изображают богиню Лаверну, или в лучшем случае - голова и плечи, как у трески. Но, что ни говори, он славный малый; в особенности восхищает меня та ловкость, которая стяжала ему репутацию великого умника. Я говорю о его манере «Отрицать то, что есть, и распространяться о том, чего не существует».


Истина не всегда обитает на дне колодца. В насущных вопросах она, по-моему, скорее лежит на поверхности. Мы ищем ее на дне ущелий, а она поджидает нас на горных вершинах.


Есть темы, проникнутые всепокоряющим интересом, но слишком ужасные, чтобы стать законным достоянием литературы.


В глубокомыслии легко перемудрить.


Бывают мгновения, когда даже бесстрастному взору Разума печальное Бытие человеческое представляется подобным аду, но нашему воображению не дано безнаказанно проникать в сокровенные глубины. Увы! Зловещий легион гробовых ужасов нельзя считать лишь пустым вымыслом; но подобные демонам, которые сопутствовали Афрасиабу в его плавании по Оксусу, они должны спать, иначе они растерзают нас, – а мы не должны посягать на их сон, иначе нам не миновать погибели.


В бескорыстной и самоотверженной любви зверя есть нечто покоряющее сердце всякого, кому не раз довелось изведать вероломную дружбу и обманчивую преданность, свойственные Человеку.


А ведь именно отклонение от простого и обычного освещает дорогу разуму в поисках истины


Вряд ли найдётся человек, которому ни разу не приходило в голову проследить забавы ради шаг за шагом всё, что привело его к известному выводу. Это - преувлекательное подчас занятие, и кто впервые к нему обратится, будет поражён, какое неизмеримое на первый взгляд расстояние отделяет исходный пункт от конечного вывода и как мало они друг другу соответствуют.


Я помню - в мощи этих крыл
Слились огонь и мрак -
В самом уж взлёте этом был
Паденья вещий знак.


И ангелы, спеша в просторах рая
Слова любви друг другу прошептать,
Признаньями огнистыми сжигая,
Названья не найдут нежней, чем: «мать».


Когда у человека достаточно выдающийся нос, то он разнюхает дорогу к славе.


… от всего этого становилось невыразимо тяжко на душе, чувство это я могу сравнить лишь с тем, что испытывает, очнувшись от своих грез, курильщик опиума: с горечью возвращения к постылым будням, когда вновь спадает пелена, обнажая неприкрашенное уродство.


Большинство людей считает мудрецом только того, кто высказывает предположение, идущее вразрез с принятыми представлениями.


Грань, отделяющая Жизнь от Смерти, в лучшем случае обманчива и неопределенна. Кто может сказать, где кончается одно и начинается другое?


Истина не всегда обитает на дне колодца.


«…Ах, не в познании счастье, а в его приобретении! Вечно познавая, мы вечно блаженны; но знать все - проклятие нечистого…»


Иные сочетания самых простых предметов имеют над нами особенную власть, однако постичь природу этой власти мы ещё не умеем.


Можно побиться об заклад, что всякая широко распространенная идея, всякая общепринятая условность есть глупость, ибо она принята наибольшим числом людей.


– Ты победил, и я покоряюсь. Однако отныне ты тоже мертв – ты погиб для мира, для небес, для надежды! Мною ты был жив, а убив меня, – взгляни на этот облик, ведь это ты, – ты бесповоротно погубил самого себя!


Случай любит людей сильных. Это то и возмущает глупцов.


Дайте понять умалишенному,что вы полагаетесь на его благоразумие и сообразительность,-и он ваш телом и душой.


Если вам никогда не случалось быть на море во время сильного шторма, вы не в состоянии даже представить себе, до какого исступления может довести ветер и хлестанье волн.Они слепят,оглушают, не дают вздохнуть, лишают вас всякой способности действовать и соображать.Но теперь мы были почти избавлены от этих неприятностей, - так осужденный на смерть преступник пользуется в тюрьме некоторыми маленькими льготами, которых он был лишен, когда участь его еще не была решена.


Толстеют ли люди от шуток, или сама толщина располагает к шутке - этого я никогда не мог узнать доподлинно, но, во всяком случае, худощавый шутник - редкая птица.


Сколь бессмыслены бывают наши речи, когда мы стремимся придать им особую силу.


Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это.


В силу наших пристрастий или предубеждений мы не способны извлекать урок даже из самых очевидных вещей.


..отчаяние иногда придает мужества...


Нет такой дьявольски нетерпеливой страсти, как та, которая обуревает человека, когда он стоит над краем бездны и с дрожью думает: что, если кинуться?


Но я убежден до глубины души, что дух противоречия принадлежит к извечным побуждающим началам в сердце человеческом — к неотторжимым, первозданным способностям, или чувствам, которые определяют самую природу Человека. Кому не случалось сотню раз совершить дурной или бессмысленный поступок безо всякой на то причины, лишь потому, что этого нельзя делать? И разве не испытываем мы, вопреки здравому смыслу, постоянного искушения нарушить Закон лишь потому, что это запрещено?


...приходит пора, когда условный Мировой Разум пробуждает нас от истины нашего сна. Сомнение, Удивление и Непостижимость прибывают в один и тот же миг. Они говорят: "Вы живёте, а было время, когда вы не жили. Вы были созданы. Существует Разум больший, чем ваш собственный; и лишь через этот Разум вы живёте живя".


Совпадения – это обычно величайший подвох для известного сорта мыслителей, и слыхом не слыхавших ни о какой теории вероятности, – а ведь именно этой теории обязаны наши важнейшие отрасли знания наиболее славными своими открытиями.


События самых ранних лет жизни редко оставляют в нашей душе столь заметный след, чтобы он сохранился и в зрелые годы. Они превращаются обычно лишь в серую дымку, в неясное беспорядочное воспоминание - смутное скопище малых радостей и невообразимых страданий.


Прежде чем порицать его за это, необходимо принять во внимание чрезвычайные обстоятельства, которые крайне осложняли его положение.


Даже в могиле не все потеряно. Иначе не существует бессмертия. Пробуждаясь от самого глубокого сна, мы разрываем зыбкую паутину некоего сновиденья. Но в следующий миг (так тонка эта паутина) мы уже не помним, что нам снилось. Приходя в себя после обморока, мы проходим две ступени: сначала мы возвращаемся в мир нравственный и духовный, а потом уж вновь обретаем ощущение жизни физической.


Было ли у вас так, что вы провели день, улыбаясь людям, общаясь, как будто все в норме и в порядке, а все время вы чувствовали, как будто вы несете внутри себя свинцовой тяжести несчастье?


Мало какому даже самому рассудочному человеку не случалось порой со смутным волнением почти уверовать в сверхъестественное, столкнувшись с совпадением настолько поразительным, что разум отказывается признать его всего лишь игрой случая. Подобные ощущения (ибо смутная вера, о которой я говорю, никогда полностью не претворяется в мысль) редко удается до конца подавить иначе, как прибегнув к доктрине случайности или - воспользуемся специальным ее наименованием - к теории вероятности. Теория же эта является по самой своей сути чисто математической; и, таким образом, возникает парадокс - наиболее строгое и точное из всего, что дает нам наука, прилагается к теням и призракам наиболее неуловимого в области мысленных предположений.


Негодяем человек обычно становится постепенно.


Из гения,например,никогда не получится делец,как из жида не получится благотворитель или из сосновой шишки - мускатный орех.


Придет время, и обо всем, что происходит на свете, вы научитесь судить самостоятельно, не полагаясь на чужую болтовню. Ушам своим не верьте вовсе, а глазам - только наполовину.


У людей самых отчаянных, готовых шутить с жизнью и смертью, есть нечто такое, над чем они не позволяют себе смеяться.


Очевидно, мы обречены постоянно пребывать на краю вечности, но так никогда и не рухнуть в бездну.


Такова уж извращенность человеческой природы - она предпочитает отдаленное и неясное близкому и определенному


Впечатление, которое вы храните о личности того или иного человека, очень трудно поддается определению. Каждый человек
узнает своих знакомых, но весьма редко кто бывает способен логически объяснить, каким образом он их узнает.


Просто дышать - и то казалось наслаждением, и я извлекал удовольствие даже из того, что обыкновенно считается источником страданий.


Печаль многосложна. И многострадальность человеческая необъятна. Она обходит землю, склоняясь, подобно радуге, за ширь горизонта, и обличья ее так же изменчивы, как переливы радуги; столь же непреложен каждый из ее тонов в отдельности, но смежные, сливаясь, как в радуге, становятся неразличимыми, переходят друг в друга. Склоняясь за ширь горизонта, как радуга! Как же так вышло, что красота привела меня к преступлению? Почему мое стремление к мирной жизни накликало беду? Но если в этике говорится, что добро приводит и ко злу, то так же точно в жизни и печаль родится из радости. И то память о былом блаженстве становится сегодня истязательницей, то оказывается, что причина – счастье, которое могло бы сбыться когда-то.


Сложность (как это нередко бывает) ошибочно принимается за глубину.


Они разговаривали сами с собой, словно чувствовали себя одинокими именно потому, что кругом было столько народу


Именно тогда, когда люди особенно стремятся сбросить с себя бремя собственных невзгод, они меньше всего озабочены тем, как бы облегчить участь ближнего своего.



Афоризмы из произведений Эдгара По:

Убийства на улице Морг
Маска Красной смерти
Рукопись, найденная в бутылке
Золотой жук
Человек толпы
Береника
Бес противоречия
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
Падение дома Ашеров
Ворон
Эврика
Колодец и маятник
Вильям Вильсон
Черный кот
Система доктора Смоля и профессора Перро
Заживо погребенные

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Еще в этом блоге